Старый Крым

Активный отдых

Походы

Дорога Грина

 
Из Коктебеля в Старый Крым вела заросшая почтовая дорога. Она шла в ущельях, покрыты дубовым кустарником и буковым лесом.

 

 

К. Паустовский.

 

 

В прежние времена Коктебель и Старый Крым соединяла между собой земская дорога. По ней ходили пешком и ездили на мажарах старокрымские болгары на свои виноградники в Коктебеле, по ней путешествовали многие известные писатели и художники. Общая протяженность этого маршрута около 17 километров.

Одну поездку из Коктебеля в Старый Крым летом 1911 года, в которой участвовали Максимилиан Волошин, Анастасия и Мария Цветаевы, Сергей Эфрон, описывает в своих „Воспоминаниях" Анастасия Цветаева. А в 1919 году в обратном направлении — из Старого Крыма в Коктебель — ехали А. Цветаева, М. Кудашева и М. Заболотская. В Коктебеле Мария Степановна Заболоцкая впервые встретилась с М. Волошиным, а впоследствии стала женой поэта.

После того, как в 1931 году здесь прошел писатель Александр Степанович Грин, старую земскую дорогу стали называть Гриновской дорогой. В письме писателю И. Новикову Грин так описывает это путешествие: «Я шел через Амеретскую долину, диким и живописным путем, но есть что-то недоброе, злое в здешних горах — отравленная пустынная красота. Я вышел на многоверстное сухое болото; под растрескавшейся почвой кричали лягушки; тропа шла вдоль глубокого каньона с отвесными стенами. Духи гор показывались то в виде камня странной формы, то деревом, то рисунком тропы. Назад я вернулся по шоссе, сделав 31 версту. Очень устал и понял, что я больше не путешественник, по крайней мере – один...»

Таким образом, А. Грин сделал большой круг, пройдя в сторону Коктебеля по Амеретской долине и вернувшись обратно в Старый Крым по шоссе, то есть по земской дороге.

Мы покидаем пляжный Коктебель и от поселковой автостанции отправляемся пешком или попутным автотранспортом по трассе Феодосия—Судак на запад, то есть в сторону Судака. В западной части современного поселка, на значительном удалении от моря, располагался некогда болгарский Коктебель. На центральной улице Ленина сохранилось еще несколько старых, очень живописных домиков. На окраине поселка, слева от шоссе, расположено кладбище, то самое, на котором похоронены многие знаменитые коктебельцы. Путешествие по старой земской дороге представляет собой прекрасный повод для того, чтобы познакомиться с еще одной достопримечательностью Кара-Дага. Миновав Коктебель, современная трасса плавно поднимается вверх, огибая Кара-Даг с севера. На пятнадцатом километре, слева от трассы, возле полян, буйно заросших ежевикой, располагается одинокий хуторок — дом с несколькими подсобными строениями. Раньше в нем жили дорожные строители. Мимо усадьбы по хорошо утоптанной тропе мы выйдем к табличке с надписью: „Источник Лягушка". Старое название источника — Кады-Кой (с тюркского: кады — судья, кой—деревня). Так же называется и перевал между Коктебельской и Отузской долинами. Тропа приведет к узкому ущелью, вход в которое перегораживает каменная стена с дверным проемом. В ущелье со всех сторон над головой нависают скалы высотой до 15 метров, из-под которых пробивается несколько источников, сливающихся в единый ручей. В скале видны старые вырубки. Вода стекает по скальным желобам в объемный резервуар и далее поступает в несколько каменных Сохранилась, хотя и изрядно пострадавшая, табличка с надписью, на которой можно разобрать: „Сооружено... 1908 7". Кады-Кой — самый крупный карстовый источник Кара-Дага, со старинным каптажом. Узкое пространство ущелья буйно заросло одичавшими культурными растениями: груша, яблоня, ежевика, лещина, старая виноградная лоза.

Возвращаясь обратно к трассе другой тропой, оставив хутор с левой стороны, мы увидим старый, выложенный бутовым камнем колодец; среди густой растительности в разных местах встречаются остатки кладок, строений и крепид. Возможно, именно в этом месте и находилась дер. Кара-Даг, развалины которой упоминает П. С. Паллас. Однако ряд современных исследователей считают, что дер. Кара-Даг находилась у северного подножия горы Сюрю-Кая, там, где другие путешественники видели развалины армянского храма с надписями.

При выезде из Коктебеля, справа от трассы, хорошо видны несколько ферм. К крайней ферме ведет проселочная дорога. Когда мы подойдем поближе к этой ферме, то за ней, с левой стороны, увидим отдельно расположенную виноградную плантацию квадратной формы, за которой просматривается цепочка холмов. На эти холмы поднимается хорошо заметная грунтовая дорога, по которой мы и перевалим в следующую долину. На этом участке пути следует иметь в виду, что у фермы можно встретить безнадзорных собак, поэтому по возможности ее следует обойти с левой стороны.

Когда мы поднимемся по грунтовой дороге на вершину холма, нам откроется вид на обширную Арматлукскую долину, за которой на севере возвышается горный массив Сарытлык (445 метров). Внизу, под холмами, — дорога, по которой и пройдет следующая часть нашего пути, на запад.

Слева от бетонки мы увидим "дурные земли" — форма рельефа, которая напоминает находящуюся не очень далеко отсюда — между поселком Курортное и Солнечной долиной — знаменитую Лисью бухту. Здесь и на дальнейших участках дороги повсюду раскинулись, по словам М.Волошина, сердцу безысходно близкие феодосийские холмы. В самых разнообразных ракурсах открываются виды на Кара-Даг, Узун-Сырт и другие живописные горные вершины — Отуз-Кая, Кара-Бурун, Отлу-Кая. Просматривается также Козья гора — Эчки-Даг и Сандык-Кая. Перед старым садом бетонка поворачивает под прямым углом направо и в скором времени выводит к заметному издалека долгострою советских времен, где и заканчивается. Но здесь же начинается новая грунтовая дорога, которая уводит вдаль, огибая долгострой справа. С правой стороны останется еще одна ферма, самая отдаленная от Коктебеля. До Великой Отечественной войны в районе фермы располагалась греческая деревушка Арматлук.

 

Оставив за собой ферму, той же грунтовой дорогой мы поднимаемся к плотине, которая образует довольно крупный искусственный водоем. Дорога уходит по плотине вправо. Мы же обходим озеро по тропе, с южной стороны, после чего еще один отрезок пути мы пройдем по дорожке вдоль линии электропередач.

Следующие многолетние ориентиры, которые помогут сориентироваться на местности, — это ржавый шлагбаум и в некотором отдалении от него квартальный столб Здесь первая серьезная развилка на нашем пути. Дорога со столбами электропередач уходит влево, к кордону у подножия горы Кара-Бурун. Мы же свернем направо и еще раз полюбуемся водами искусственного водоема.

За озером мы увидим холмы, изрезанные современными террасами, и искусственные посадки сосны и туи, которые плотной стеной растут вдоль дороги. Выше произрастают насаждения миндаля, вяза, скумпии и груши лохолистой. В скором времени мы увидим беседку с гостеприимной надписью „Путник, отдохни". Можно воспользоваться приглашением. Мы прошли уже примерно половину пути от Коктебеля в Старый Крым. Именно у озера мы попадаем наконец на старую земскую дорогу — значительная часть ее со стороны Коктебеля затерялась в результате активной хозяйственной деятельности в этом районе.

Отдохнув в уютной беседке, продолжим наш путь. Через несколько сот метров, там, где заканчиваются искусственные посадки, будет еще одна развилка. Мы поворачиваем направо и начинаем подниматься по склонам Османового яра (другое название — Наир-Дере), который разделяет горы Сарытлык и Кара-Бурун.

Склон Сарытлыка, по которому поднимается земская дорога, открыт к югу и больше прогревается солнечными лучами. Мы идем по редколесью из дуба, грабинника, боярышника, шиповника, держидерева. Противоположный склон Османова яра обращен к северу; там произрастает густой дубово-грабовый лес. Местами на дороге еще видны остатки старых опорных стен.

Изрядно попетляв по склону Османового яра (эта часть дороги в народе называется Крученая) и поднявшись на значительную высоту, мы выходим к горному проходу — седловине Таш-Хапу (Каменные ворота). С правой стороны в лесу можно рассмотреть (особенно хорошо — в зимнее время) скальную гряду в виде каменной стены, которая перекрывает перевал в самом узком месте. За скалой еще просматривается полотно древней дороги. Возможно, в прежние времена здесь находилось укрепление, которое вместе со скалой и дало перевалу такое название. Епископ Гермоген писал во второй половине XIX века: „В верстах трех от города (Старого Крыма — Авт.) есть развалины Таш-Хапу (Каменная дверь): может быть, здесь была городская застава".

Спускаясь с перевала, мы увидим очередную развилку и на этот раз поворачиваем налево. Дорога проходит через так называемый Имаретский лес, состоящий из дуба и граба. А когда дорога наконец вырвется из леса, мы увидим обширные безлесные пространства, покрытые в некоторых местах редким кустарником. За лугами и давно не паханными полями раскинулась обширная старокрымская долина, за которой возвышается гора Агармыш. В долине, на высоте 300 метров над уровнем моря, на левом берегу реки Чурук-Су (Гнилая вода), раскинулся город Старый Крым. Здесь вспоминаются строчки из XIV тома многотомного издания "Россия. Полное географическое описание нашего отечества", изданного в 1910 году под редакцией В. Семенова-Тянь-Шанского: „Старый Крым расположен в широкой долине р. Чурук-Су, среди лесистых отрогов горы Агармыш; своими чистенькими домиками, сверкающими белизной на фоне богатой зелени фруктовых садов и табачных плантаций, он производит чарующее впечатление".

Прежде чем мы подойдем к Старому Крыму, нам предстоит форсировать три речки. Переправившись через первую речку — Мартыг-Дере (с тюркского: Мартыг — имя собственное, дере — ущелье, овраг), мы начнем наше знакомство с древностями средневекового Солхата — если нам повезет и мы увидим в этом месте работающих археологов или самостоятельно отыщем остатки древних строений. Не доходя полутора километров до Старого Крыма, земская дорога пересекает поселение Бокаташ-2, входящее в юго-восточную округу средневекового города. Общая площадь археологического памятника составляет около 22 тысяч квадратных метров. С восточной стороны поселение ограничено глубоким оврагом Мартыг-Дере, с южной — лесным массивом, с юго-западной — Бокаташской долиной, с севера и северо-запада оборонительной системой валов, по-видимому, более раннего, возможно, даже античного времени. Большая часть поселения была распахана; памятник поврежден также современными военными капонирами и грабительскими раскопками.

Вернувшись на земскую дорогу, мы переправимся через речку Бокаташскую, а затем и Чурук-Су. Обе речки впадают в Старокрымское водохранилище, которое остается справа от нас. Миновав Чурук-Су, мы окажемся на окраине Старого Крыма и по улице Партизанской, мимо хаотичных и очень живописных старых кварталов, поднимемся в центр города.

.