Монастырь Сурб-Хач
Вблизи Крыма, в двух милях от города, на лесистой возвышенности, находится армянская церковь во имя Животворящего креста, или, как они говорят, Сурп-Хач, привлекающая многочисленные толпы богомольцев; тут же вкуснейшая родниковая вода.
Этот храм, достойный Рима, и много каменных жилищ широких размеров,построены были братьями армянами, которые погребены в церкви.
Эммилио Дортели д'Асколи,1634год
Монастырь Сурб-Хач (в переводе с армянского - Святой Крест) - замечательный религиозный, архитектурный и исторический памятник крымского средневековья. По преданию, название монастыря - Святой Крест - связано хачкаром (с армянского - каменный крест) VI века, который был вывезен в Крым из древней армянской столицы Ани в XIII веке. Хачкар назывался Пыргчакар, что переводится как Спасский камень. Монастырь Святого Креста, окруженный лесистыми горами, весьма известен, и не только среди армян. Летом здесь всегда много туристов, паломников, исследователей, просто любопытствующих. Местные жители и приезжие из многих городов и стран. В последнее время в монастыре трудятся археологи и реставраторы. По большим религиозным праздникам здесь собираются сотни армян: поприсутствовать на службе, отдохнуть и повеселиться, а может, вспомнить о своих корнях и истоках. |
Чтобы попасть в монастырь, по улице Калинина (Красное Село) надо пройти до конца болгарских кварталов. С правой стороны остается магазин, и за ним, дальше по улице, можно увидеть еще один старый фонтан. Здесь надо свернуть налево; улица быстро превращается в грунтовую дорогу, которая круто спускается к речке Чурук-Су. От окраины Старого Крыма до средневекового армянского монастыря Сурб-Хач — примерно два с половиной километра. Дорога постепенно поднимается по склонам горы Святого Креста. Эту землю считали чудодейственной, могущей излечивать болезни. Паломники приходили издалека, чтобы взять горсть земли для излечения кого-либо из родных. Затем землю возвращали обратно. И рассказывали чудеса — земля, а скорее вера в ее чудодейственную силу, помогала. |
С момента своего возникновения монастырь играет важную роль в духовной жизни крымских армян. После турецкого завоевания Крымского полуострова 1475 года он становится одним из главных религиозных, политических и культурных центров крымских армян, известным далеко за пределами Крыма. Сурб-Хач был известным святым местом и одним из центров паломничества армян из разных стран. Здесь находилась епископская кафедра, территория которой простиралась на запад вплоть до Румелии (Балканский полуостров) и Валахии (Молдавии). Монастырь имел обширные земельные владения, вел торговлю. В конце XVIII века монастырь приходит в упадок, который был вызван переселением крымских армян в Приазовье в 1778 году. Туда же был перевезен хачкар Пыргчакар. Ныне он является одной из главных национальных реликвий донских армян и хранится в церкви Сурб-Карапет (Святой Предтеча) в Ростове-на-Дону. В начале XIX века монастырь возрождается. В 1925 году он был закрыт, а 23 июля 2002 года постановлением Совета Министров Автономной Республики Крым возвращен Армянской апостольской церкви. На протяжении многих столетий здесь трудились архитекторы, поэты, миниатюристы, художники. Остатки средневековых фресок до сих пор сохраняются на стенах храма и гавита, а миниатюры, выполненные на страницах рукописей, хранятся большей частью в институте древних рукописей им. Маштоца — Матенадаране. |
Монастырь Сурб-Хач. Открытка начала XX века (из путеводителя "Коктебель. Старый Крым", А. Тимиргазин) |
Архитектурный комплекс монастыря Сурб-Хач легко узнаваем на отдельных полотнах Константина Богаевского, посвященных Старому Крыму. Монастырь изображали также многие современные художники, в том числе В. Таиров и В. Киркевич, произведения которых можно увидеть в Старокрымском литературно-художественном музее.Серия исторических гравюр В. Деркаченко «Армянский монастырь Сурб-Хач» отражает различные эпизоды из жизни древней обители. |
|