Старый Крым

Легенды

ГИБЕЛЬ ГИРЕЯ

Золото и женщина — две гибели, которые ждут человека, когда в дело вмешается Шайтан.

Если высохла душа, дряблым стало тело — тогда золото.

Если кипит еще кровь и не погас огонь во взоре — тогда женщина.

Шайтан знает, как кому угодить, чтобы потом получше посмеяться.

* * *

Казалось, не было на земле хана умнее солгатского; казалось, могущественный Арслан-Гирей имел все, чтобы быть довольным. Сто три жены и двести наложниц, дворец из мрамора и порфира, сады и кофейни, бесчисленные табуны лошадей и отары овец. Чего еще было желать?

Казалось так.

Но по ночам приходил к Гирею кто-то и тревожил его мысль.

   Все есть, только мало золота.

   Откуда взять много золота, — спрашивал сам себя Гирей. И не спал до утра.

И вот раз, когда пришли к нему беки, велел им созвать мудрецов со всего ханства.

Не знали беки — для чего, и каждый привел своего приятеля, хотя бы он и не был мудрецом.

—    Средство хочу, — объявил хан, — чтобы камень золотом становился.

Подумали беки и мудрецы: — Помешался хан; если бы можно было так сделать, давно бы люди сделали.

Однако сказали: — Воля падишаха священна. Дай срок. Через неделю попросили: — Если можешь, подожди. А через две, когда открыли рот, чтобы просить нового срока, хан их прогнал. Умный был хан.

—      Пойду сам поискать в народе мудреца, — решил он.

Беки отговаривали: — Не следует хану ходить в народ. Мало ли что может случиться. Может услыхать хан такое, чего не должно слышать благородное ухо.

—      Все же пойду.

Оделся дервишем и пошел.

Правду сказали беки. Много обидного услышал Гирей и о себе и о беках, пока бродил по солгатским базарам и кофейням. Говорили и о последней его затее:

  Помешался хан, из камня золото захотел сделать. А иные добавляли: — Позвал бы нашего Кямил — джинджи, может быть, что и вышло.

  А где живет Кямил — джинджи?

И хан пошел к колдуну; рассказал ему, чего хочет. Долго молчал джинджи.

  Ну, что же?

  Трудно будет... Если все сделаешь, как скажу, может, что и выйдет.

  Сделаю.

И хан поклялся великой клятвою: — Да ослабеют все три печени, если не сделаю так.

И повторил: — Учь талак бош олсун.

Тогда сели в арбу и поехали. Восемь дней ехали. На девятый подъехали к Керченской горе.

—      Теперь пойдем.

Шли в гору, пока не стала расти тень. А когда остановились, джинджи начал читать заклинание.

На девятом слове открылся камень и покатился в глубину, а за ним две змеи, шипя, ушли в подземный ход. Светилась чешуя змей лунным светом, и увидел хан по стенам подземелья нагих людей, пляшущих козлиный танец.

—      Теперь уже близко. Повторяй за мной: Хел-хала-хал.

И как только хан повторил эти слова, упали впереди железные ворота, и хан вошел в другой мир.

Раздвинулись стены подземелья, бриллиантами заискрились серебряные потолки. Стоял хан на груде червонцев и целые тучи их неслись мимо него.

Поднялся из земли золотой камень; кругом зажглись рубиновые огни и среди них хан увидел девушку, которая лежала на листе лотоса.

Завыла черная собака; вздрогнул джинджи.

—      Не смотри на нее.

Но хан смотрел, зачарованный. Потускнели для него бриллианты; грубой медью казалось золото, ничтожными все сокровища мира.

Не слышал Гирей ее голоса, но все в душе у него пело, пело песнь нежную, как аромат цветущего винограда.

— Скорей возьми у ее ног ветку, — бросился к нему джинджи, — и все богатства мира в твоих руках.

Поднялась с ложа царевна.

Арслан-Гирей не омрачит своей памяти, похитив у девушки ее чары. Он был храбр, чтобы прийти и, придя, он полюбил меня. И он останется со мной.

Потянулись уста царевны навстречу хану, заколебался воздух. Полетели золотые искры, вынесли джинджи из недр Керченской горы и перебросили его на солгатский базар.

Окружили его люди.

— Слышал? Пропал наш хан, — говорили они ему. — Жаль Арслан-Гирея.

Но джинджи тихо покачал головой.

  Не жалейте Гирея. Он нашел больше, чем искал.

 

Династия Гираев утвердилась в первой половине XV века, по выделении Крымского юрта в особое ханство. Арслан-Гирей (Арслан-лев) правил ханством всего около двух лет (ок. 1744 г.). Рукопись мурзы Мурата Аргинского говорит о нем: «Зная, что кто лишит жизни одного человека, все равно как бы лишил ее всех, воздерживался насколько мог уничтожать тварь Божью». В Бахчисарае, на ханском кладбище, имеется памятник со следующей надписью: «Он (Бог) всегда жив и вечен. Мудрый Асаф, он был в делах военных лихой наездник, на поле брани геройством превосходил весь род Чингисов. Сам Марс жаждал острия меча его, упитанного кровью. Возможно ли сравнить мужество его с храбростью Неримана. Грозный вид его убивал современных ему тигров, раньше, чем он величественно, как воин, вступал на поле брани. Но, покорствуя священному гласу — вернись, он скончался. Пусть мир облечется в траур и раздерет ворот своего кафтана. Хифзи прекрасным, алмазным полустишьем изобразил его хронограмму: «Рай — воздаяние Арслан-Гирей хану». (1767 г.).

 Джинджи — духовидец, волшебник.

«Учь толак бош олсун», то есть «да оскудеют все три моих печени», в смысле — «да лишусь возможности жен и детей». Сказать вслух это великое заклятие у крымских татар — достаточный повод для развода. В Отузах был когда-то такой случай. Дядя одного татарина заехал к племяннику и не застал дома его жены. Она была у своей матери, с которой дядя был в ссоре. Племянник сказал, что пошлет за женой. Дядя улыбнулся и выразил сомнение, чтобы она приехала, так как мать едва ли отпустит, узнав, что в гостях дядя. Так и случилось. Молодая женщина не вернулась домой даже тогда, когда того потребовал от нес лично муж. И вот, вскипев, молодой человек произнес громко приведенное заклятие. Молодая женщина сочла себя обесчещенной и потребовала немедленного развода. Когда затем, через некоторое время, молодые люди, любившие друг друга, одумались, они решили опять пожениться. Но для этого потребовалось совершить весьма сложную процедуру, а именно, женщина должна была выйти на одну ночь замуж за договоренного для того какого-то бедняка и затем, получив развод путем произнесения того же заклятия, вышла замуж за первого мужа.

Легенда о гибели Гирея связана с теми сведениями о катакомбных богатствах Керчи, которые, несомненно, давно были известны населению Крыма.