Старый Крым

Активный отдых

Походы

В гости к «КРЫЛАТЫМ» людям

Гора Клементьева, Узун-Сырт, просто Гора — у колыбели отечественного планеризма много имен. История Горы - в названиях окрестностей, музее планеризма, судьбах людей... Хотя сама Гора административно не принадлежит Кировскому району (граница где-то в 100 метрах к северу от КПП Центра планерного спорта), но ведь воздух, напоенный дыханием степей, моря и леса, — безграничен...

Начнем наше путешествие из села Изюмовка, что рядом со Старым Крымом, свернув с центральной улицы Калинина на дорогу «на Имарет», как скажут местные жители. Что такое Имарет, узнаем позже, а пока, перейдя через Чурук-Су по мостику и набрав обязательно воды в фонтане-роднике (до самой горы нет источников), тронемся в путь. Дорога петляет между виноградниками совхоза-завода «Старокрымский», подрезая восточный склон горы Кара-Оба.

На этот Черный холм (так переводится название горы) стоит подняться, тем более это почти по пути. Кара-Оба господствует над Изюмовкой (высота 333 метра над уровнем моря). Она наполовину распахана, измучена высоковольтной электролинией Старый Крым - Коктебель, но еще таит в себе память…

Именно здесь осенью 1924 года проходили Вторые всесоюзные планерные испытания. Руководил ими Сергей Ильюшин. Из разных концов страны на испытания прибыли 48 планеров и 200 участников. Знаменит этот слет и встречей трех наших будущих генеральных конструкторов самолетов: Сергея Ильюшина, Олега Антонова, Александра Яковлева. Известен слет и трагедией, давшей новое название Узун-Сырту: 11 сентября на южном склоне Горы разбился Петр Клементьев.

Посидим на Кара-Обе, полюбуемся панорамой крымски степей и полей. На востоке хорошо видны Феодосия и Приморское, на западе - как на ладони, Старый Крым и панорама лесистых гор. А на юго-востоке вырисовываются вершины Сары-Каи и Коклюка, возвышающиеся над Горой. Туда и продолжим свой путь (всего до Узун-Сырта около 8 км).

Посидим на Кара-Обе, полюбуемся панорамой крымски степей и полей. На востоке хорошо видны Феодосия и Приморское, на западе - как на ладони, Старый Крым и панорама лесистых гор. А на юго-востоке вырисовываются вершины Сары-Каи и Коклюка, возвышающиеся над Горой. Туда и продолжим свой путь (всего до Узун-Сырта около 8 км).

Вся долина, до самого слияния с Арматлукской долиной в районе Коклюка (там она называется Янтык), поросла кустарником, мелким лесом, орешником. В древности по ней шел путь от Солхата к морю. На западе над Имаретской долиной нависла гора Сарытлык, покрытая лесом, а с востока ее ограничивают Сары-Кая (с тюркского — желтая скала) и Коклюк. Именно по этой долине совершал свои прогулки Александр Грин, называя путь по балке диким, живописным и ... злым. Писатель неизлечимо болен, что и сказалось на восприятии пейзажа.

На полях, лежащих слева от дороги, внизу под косогором в 1434 году разыгралось одно знаменательное событие крымской истории, приведшее к кардинальным изменениям тогдашнего «статус кво». Предысторией этого была обострившаяся в первой половине XV века борьба Генуи и княжества Феодоро за Готию - узкую прибрежную полосу от Лусты (Алушты) до Чембало ( Балаклавы) — то есть, говоря современным языком, Южный берег Крыма.

Но в то время появился в крымском регионе еще один политический фактор — независимое Крымское ханство во главе с ханом-основателем Хаджи-Девлет Гиреем. Энергичный потомок Чингиз-хана, добившись независимости от Золотой Орды, приступил к консолидации ханства и стал поддерживать феодо-ритов. Те, в свою очередь, поддержали восставшую против генуэзцев Чембало, а Хаджи-Гирей ввел свои войска в город.

Итальянцы, напуганные таким развитием событий, тотчас снарядили в Тавриду военную экспедицию из 6000 человек на 10 галерах и 11 мелких судах. Командовал войском известный полководец Карло Ломелинно. В начале июня 1434 года генуэзцы штурмом овладели Чембало, впервые в крымской истории применив артиллерию. Затем захватили единственный порт феодоритов — Каламиту (Инкерман), и двинулись в Кафу частью по морю, частью по суше, сея смерть и разрушения.

В Кафе, главном форпосте генуэзцев, войско Ломелинно возросло до 8 тысяч, и полководец решил идти на богатый Солхат. Город, по-видимому, обладал и некоторой административной самостоятельностью после потери Золотой Ордой власти над владениями на Крымском полуострове. Но вблизи Карагоза (сейчас это село Первомайское) генуэзцев неожиданно атаковала конница Хаджи-Гирея и после короткой, но жестокой битвы разгромила захватчиков.

Жалкие остатки экспедиции еле смогли вернуться в Кафу, где погрузились на корабли и поспешно убрались восвояси. С того момента татарско-генуэзские отношения меняются в лучшую сторону. Консулы стараются не раздражать опасных соседей, посылают ханам подарки, а Гирей, заинтересованные в итальянском торговом посредничестве и ссудах, не трогают генуэзцев... дувшись вокруг, можно увидеть, как в крымских пейзажах и руинах пребывает История. И она всегда смешана невообразимо - века и тысячелетия просто соседствуют друг с другом.

Совсем скоро очередной поворот дороги у подножья Сары-Кая - и взору открываются аэродром, КПП, ангары и строения. Видны отреставрированные постройки бывшей Высшей летной планерной школы (ВЛПШ) и более современные здания Научно-исследовательской планерной базы ЦАГИ (знаменитый Центральный аэрогидродинамический институт). Сейчас это - Центр планерного спорта «Коктебель». Но возможно, еще раньше увидите в небе серебристый планер, а может, и не один: теплые месяцы года тут — время полетов. Сейчас на Горе можно полетать с инструктором — были бы деньги.

Красивейшие пейзажи открываются взору с высоты парящего полета: степи до обоих крымских морей — Азовского и Черного; широкая дуга Феодосийского залива с пляжами Феодосии, Приморского и мыса Чауда; Двухъякорная бухта; мыс Топрах-Кая (Хамелеон) с Мертвой бухтой; Коктебель (Планерское); таинственный каменный хаос Кара-Дага; красноватые скалы Кызылташа; леса Главной гряды Крымских гор; седой Агармыш.

Но это только пейзажи — услада глаз, а руки чувствуют упругие потоки, обвевающие рули планера, и сердце рвется из груди от ощущения стремительного полета - безмоторного, птичьего. Рядом в небе только громадные орлы (они гнездятся где-то на Сарытлыке).

В воздухе планер держат не только потоки свежего ветра, но и волны истории. Колыбели отечественных парителей в 2003 году исполнилось 80 лет. День рождения советского планеризма - 1 ноября 1923 года, когда был открыт Первый слет, точнее, планерные испытания.

Всего было 11 слетов - с 1923 по 1935 год. Они проходили ежегодно (кроме 1926 и 1931 годов), обычно осенью. Для того времени каждый слет - событие союзного масштаба, новые рекорды безмоторных полетов, новые имена... Назовем лишь известнейших планеристов и летчиков: Константин Арцеулов, Василий Степанченок, Семен Гавриш, Сергей Анохин, первые планеристки страны - рекордсменки Маргарита Раценская, Екатерина Грунауэр, Ольга Клепикова. А какие имена будущих конструкторов авиационной и ракетной техники слышала Гора!

Все развитие отечественного планеризма непосредственно связано с именем О. К. Антонова. Им было создано более 50 конструкций планеров, три типа которых строились серийно. Планеры Антонова являлись грозным оружием советских десантников в годы Второй мировой войны, их основными летательными аппаратами. Через Коктебель начал свой путь к звездам Генеральный конструктор космических систем С. П. Королев. Он строил и испытывал планеры.

В 1977 году было решено создать на Узун-Сырте Научно-исследовательскую планерную базу ЦАГИ. Она работала до 1992 года, а после была реорганизована в Центр планерного спорта «Коктебель». Славные традиции крымских планеристов продолжили планеристы Феодосийской юношеской планерной школы, созданной энтузиастом и ветераном планеризма, рекордсменом, мастером планерного спорта А. В. Федоровой.

Жители Кировского района знают две юношеские планерные школы: в Старом Крыму и Золотом Поле, созданные энтузиастом-авиатором П. И. Макаровым. А с 1975 года Узун-Сырт стал «Меккой» для дельтапланеристов. Тут регулярно проводятся всеукраинские соревнования, а в 1991 году здесь же был открыт Украинский республиканский дельтапланерный клуб. В последние годы появилось новое увлечение - парапланеризм (полеты на управляемых парашютах в восходящих потоках воздуха).

Походим по Горе, подышим ветром истории и безграничной свободы. С нее прекрасно видна панорама кара-дагских вершин.

Взгляд так и тянется к этому древнему вулкану. Но Узун-Сырт, напоминающий в плане подкову, растянутую по бокам на семь с половиной километров, моложе Кара-Дага. Рельеф Горы оформился несколько тысяч лет назад, а сам хребет - останец приморской равнины, образовавшейся здесь более полумиллиона лет назад.

Время, ветер и вода создали характерную столообразную форму Горы. Она напоминает дамбу или плотину, вставшую преградой ветрам. Внизу, южнее Узун-Сырта, лежит замкнутая Баракольская долина, которая в сочетании с дугообразной формой хребта образует как бы чашу. Стенки ее невысоки и пологи. Плавно обтекая гору, воздушные волны перекатываются через хребет и попадают в другую, северную долину - владения совхоза-завода «Старокрымского».

Вот на этих упругих струях воздуха и парит планер. Парение возможно при любом ветре, с любого азимута, но особенно хорош «южак» — теплый южный ветер, создающий устойчивые воздушные потоки высотой до нескольких километров. Удивительное разнообразие воздушной обстановки, как и смена пейзажей вокруг, завораживает всех пилотов. Кстати, первооткрывателем такого характера ветров стал крымчанин К. К. Арцеулов, который показал гору Максимилиану Волошину, знаменитому поэту и художнику. У певца Киммерии побывали почти все участники первых слетов.

Хорошо подняться на Гору весной, когда она вся усыпана цветами, а воздух наполнен степным ароматом чабреца и полыни. Пройдем на самую высокую точку Узун-Сыртского хребта вершину Коклюк. В переводе это название означает «голубая. небесная местность» или, как написано на ротонде на самом верху горы, «голубой глаз»: хоть и не совсем верно, но по-коктебельски поэтично. Западный оголенный склон горы каменист и крут. На южном обрывистом склоне процессы выветривания создали фантастические фигуры из известняка. Северная пологая часть Коклюка поросла типично крымским мелколесьем.

Отсюда, с вершины, земля видна, точно с планера, особенно в рассеянном свете утра или вечера. Четко просматривается овальная замкнутая форма бессточной Баракольской долины на юго-востоке, прямо под нами. Посреди нее — солончаковое озеро Бараколь («гнилое озеро»), пересыхающее летом и покрытое пухлым солончаком. Бараколь — геологическая загадка. Здесь не протекала река и не было деятельности других текучих вод, поэтому есть предположение, что котловина тектонического происхождения.

У подножия Коклюка лежит село Наниково (бывшее Бараколь), получившее свое название в честь лейтенанта Наникова, погибшего в 1944 году при освобождении села. К югу от Баракольской видна Арматлукская долина. Она тянется с запада на восток до самого моря и выходит в Мертвую бухту. Среди этой долины хорошо видна одинокая вершина Отлу-Кая (дырковатая гора) высотой 276 метров.

От Коктебельской долины Арматлукская отделена невысоким хребтом Татар-Хабурга. А за ней тянется цепь кара-дагских гор: Святая, Чертов Палец, Кок-Кая, Сюрю-Кая. Хочется смотреть и смотреть!

Черный вулкан, лежащая у ног Киммерия, гладь недалекого моря, буйство красок лесов и гор поражают всерьез и надолго. Повернувшись на запад, полюбуемся горами близ Краснокаменки и Щебетовки: Курбан-Каей и Сандык-Каей, безлесной Арматлукской долиной, тихой гладью водохранилища Фундук в устье балки Янтык (по-тюркски «пирог» — так называют низовья Имаретской долины).

На вершине Коклюка стоит ротонда из трех колонн, на которой написано «Звездопад воспоминаний». Действительно, ловишь себя на мысли, что не хочется уходить отсюда, с высоты — носительницы завораживающих пейзажей и истории планеризма. Остаются только воспоминания, ибо ни фотография, ни картина, ни книга не передадут трепета удивления и захвативших чувств от пройденного маршрута. Кстати, подробно с историей планеризма можно ознакомиться в муз турбазе «Приморье» в Коктебеле (улица Ленина), а с историей дельтапланеризма - в Феодосийском музее дельтапланеризма по улице Куйбышева, 12...

Дальше можно продолжить свой путь, спустившись с Коклюка пешком по тропам, достойным альпинистов, прямо в Наниково, и через село - к морю, в Коктебель. Можно вернуться на Гору и, проехав по ней (дорога одна, не собьешься), попасть на шоссе Феодосия — Коктебель и тоже — к морю... А лучше спуститься по тропам на северном склоне Коклюка через балки в Имаретскую долину (кстати, по пути у подножья западного отрога Коклюка рядом с дорогой бьет чистейший родник), полюбоваться каменными сфинксами на южном склоне, искупаться в водохранилище и вернуться в Изюмовку по дну Имаретской балки.

Тут вас встретит спасительная тень лиственного леса и лесопосадок сосны, осуществленных Старокрымским ГЛОХ еще в 70-е годы. Осенью по пути можно полакомиться лесными орехами и грушей-дичкой. После восхождения на планерный Олимп такая проза леса и теснота долины несколько разочаруют. Но, наверное, где-то здесь и чувствуется та тонкая связывающая небо и землю в душе человека. И от ее колебаний душа поет... Эти волны внутренней музыки сочетаются с ветром Узун-Сырта, вызывая стремление к полету…

Маршрут протяженностью 20 километров, без резких перепадов высот, можно рекомендовать и как однодневный пешеходный.

Из села Изюмовка, от фонтана на правом берегу Чурук-Су идти улучшенной грунтовой дорогой влево, по направлению к виноградникам, до левого склона Имаретской долины, мимо вершины-кургана Кара-Оба справа (2 км, юго-восток). Налево по полевой дороге, вдоль полей слева (внизу село Отважное и шоссе на Феодосию, справа Имаретская долина), до кустарников на северном склоне горы Сары-Кая и далее до КПП планерного центра (4,5 км, восток, хороший ориентир — высоковольтная линия электропередачи, идущая вдоль дороги). От КПП полевой дорогой до вершины горы Коклюк, на которой ротонда с надписью «Звездопад воспоминаний» и названием горы (1,3 км, юго-восток). Далее по горе назад до кустарника, за ним по тропе вниз в долину, через устье Имаретской долины, по направлению к водохранилищу до грунтовой дороги возле посадок сосны (1,2 км, север, северо-запад, юго-запад). По этой лесистой дороге вдоль правого склона Имаретской долины до бывших складов флота вблизи истока (5,5 км, северо-запад, запад). Отсюда либо вернуться улучшенной грунтовой дорогой в Изюмовку, поднявшись на борт долины (до села 4,5 км, север), либо по лесной дороге налево, обойдя склады, по балке выйти на грунтовую дорогу в Старый Крым и через перевал Янтых до города (тоже 4,5 км, запад, северо-запад).

Телефон проводника в Старом Крыму: 2-23-38.