История Старого Крыма
Предположительно, древнейшее поселение на месте
Старого Крыма называлось Кареа или Кареон (VI-
Название Солхат в разных формах встречается в
еврейских (X—XVI века), армянских (XIV век), итальянских (XIII—XIV века) и
испанском (XV век) письменных источниках. Пять форм топонима "солхат"
насчитывается в исторической хронике „Сельджук-наме", созданной в XIII веке. На
китайской карте 1331 года город обозначен как Сагила (Солгат). Арабские
средневековые источники называют город ал-Кирим. В средневековых армянских
рукописях встречается название Сурхат. Татары называли город Крым.
До настоящего времени вызывает споры
происхождение топонима "Солхат". По мнению А. Григорьева, в их основе лежат
тюркские названия. Солхат по-тюркски означает „левая сторона". Поскольку слово "сол"
у тюрков и монголов обозначает положение на местности, "Солхат" можно перевести
как "Левое поселение". А. Григорьев считает, что левая сторона здесь "северная
сторона Черного моря". Однако М. Крамаровский указывает: " Вероятно, ключ к
расшифровке топонима — в реальном положении селения на местности: выбрав в
линейной ориентации позицию в сторону восходящего солнца, слева от себя мы
обнаружим юго-восточный склон горы Агармыш, завершающий с северо-востока Внешнюю
крымскую гряду. Следовательно, топоним "Солхат" можно прочесть как "селение"
(город) на левом склоне (крае) горы". По другой версии, Солхатом в те времена
называли не весь город, а ту его часть, где проживали не мусульмане, а греки,
армяне, генуэзцы. Армяне называли город Гин-Гримиц — то есть Старый Крым
по-армянски. Этот народ имел здесь не просто вторую родину (армяне на
полуострове появились с XIII века), но и духовный центр: в лесистых окрестных
горах находилось несколько армянских монастырей, самые известные из которых
Сурб-Хач и Сурб-Стефанос (Георгий).
Из археологических и письменных источников
известно, что к XII
веку на месте Старого Крыма возникает большой торговый центр с крепостными
стенами и рвом (их остатки можно осмотреть на северо-восточной окраине города).
За его стенами проживают греки, армяне, русские, потомки печенегов, половцев,
хазар, аланов. Возвышению Солхата способствовали несколько причин. В средние
века юго-восточный Крым превратился в один из центров международной торговли. В
XIII веке в бассейне Черного моря вели торговлю итальянские купцы — венецианцы и
генуэзцы. Главенствующее место среди генуэзских торговых факторий в
Причерноморье заняла Каффа (современная Феодосия).
С другой стороны, на огромных просторах Европы и
Азии в XIII веке возникло новое могущественное государство — Золотая Орда.
Распространив свою власть на огромную территорию — от Китая до Черного моря,
монголо-татары создали в ее пределах самую передовую по тем временам систему
коммуникаций. Путь из Европы в глубины Азии стал удобным и безопасным. Караваны
из Китая могли следовать в черноморские порты и Приазовье. Часть их направлялась
в Солхат, который таким образом втягивался в международную торговлю.
Естественным торговым партнером Солхата стала генуэзская Каффа. Солхат стал
административным центром Крымского улуса Золотой Орды. Уже со второй четверти
XIII века здесь пребывал нойон-военачальник, подвластный золотоордынскому хану.
Уже перед приходом ордынцев Солхат был
значительным городом, который населяли греки, генуэзцы, армяне. Ордынцы,
восприимчивые к чужой, более высокой культуре, потянулись к оседлости и
развернули широкую строительную деятельность. Не имея собственного строительного
опыта, вчерашние кочевники привлекли к строительству солхатских мастеров.
Богатея, город ширился, укреплялся. Строились городские дома для знати и
ремесленников, склады и лавки для купцов, постоялые дворы, фонтаны, обновлялись
крепостные стены и башни. В 1253 году по приказу хана Батыя в Солхате для него
был построен дворец.
Хотя, по словам Е. Катюшина, Каффа могла
рассматривать Солхат как некое продолжение своего торгового причала, а последний
мог видеть в ней собственный морской порт, взаимоотношения двух городов
осложнялись серьезными внутренними противоречиями, которые иногда перерастали в
прямые вооруженные стычки. Так, в 1307 году, не имея возможности противостоять
натиску татар, жители Каффы покинули город, предварительно разрушив его. Жизнь в
нем возродилась только через несколько лет, с разрешения хана Узбека.
В 1395 году Солхат был разрушен войсками Тимура
(Тамерлана), а в 40-е годы XV столетия сыном золотоордынского хана Тохтамыша —
Саиид Ахмедом. С этим же временем связано еще одно известное событие: убийство в
городе темника Мамая в 1380 году. Этот военачальник, будучи женатым на дочери
золотоордынского хана, стал фактическим владельцем западных улусов Золотой Орды,
в том числе и Крымского улуса. Для утверждения здесь своей власти он организовал
карательный поход на полуостров, разрушил много городов и селений, захватил
аланское княжество Кырк-Ер (позже получило более известное название Чуфут-Кале).
Стремясь помешать консолидации русских земель, Мамай нанес ряд ударов по русским
княжествам, но при попытке вторжения в Московское княжество потерпел поражение в
Куликовской битве 1380 года, после чего вскоре был разбит Тохтамышем, бежал в
Кафу, затем в Солхат, где и был убит. Не помогли Мамаю и генуэзцы, ранее
предоставившие ему деньги наемников для воцарения на золотоордынском престоле, и
«неоправдавшем доверия».
После распада Золотой Орды и образования
независимого Крымского Ханства ханская резиденция была перенесена в Бахчисарай.
Слава Солхата быстро угасает. С провозглашением Хаджи-Гиреем себя крымским ханом
в 1443 году, переездом его в Кырк-Ер, Солхат стал хиреть, генуэзцы перестали тут
торговать. Удар по международной торговле нанесли и падение Византийской империи
под натиском турок-сельджуков в 1453 году, и захват турками Кафы и других
приморских городов полуострова спустя 22 года. Город получает название Эски-Крым
(Старый Крым). Кырым в переводе с тюркского означает «ров, крепость». Возможно,
от укреплений города позже получил свое название и весь полуостров.
Польский путешественник Мартин Броневский так
описывает город, в котором он побывал в 1578 году: „Крем, или по-татарски Крым,
город с крепостью, окруженный высокой и толстой стеной, совершенно отличается от
других городов Средиземного Херсонеса (так называл его Птолемей) своей величиной
и знаменитостью... видны еще храмы и святилища... не только в самом городе, но и
вне города, украшенные халдейскими надписями, высеченными на больших камнях...
Видно из развалин и обширности мест, что это был один из знаменитейших и
величайших городов своего времени..."
Екатерина Великая в Старом Крыму
После присоединения Крыма к России Старый Крым
получил новое название — Левкополь (Тихий город). Имперское правительство
намеревалось сделать город столицей Таврической губернии. Однако столицей стал
Симферополь, и хотя с 8 февраля 1784 года Старый Крым - центр Левкопольского
уезда, уже 2 апреля того же года уездным городом стала Феодосия. Старый Крым на
долгие годы остался заштатным городом.
В 1787 году состоялось путешествие в Крым
Екатерины II, которое до сих пор остается самым знаменитым крымским
путешествием. В свиту императрицы входили князь Потемкин, австрийский император
Иосиф II, путешествовавший под именем графа Фалькенштейна, принц де Линь, граф
де Сегюр, граф А. Безбородко и другие высокопоставленные лица. Екатерина II в
сопровождении своей пышной свиты посетила Симферополь, Севастополь, Феодосию.
27 мая 1787 года в 2 часа пополудни Екатерина II
выехала из Карасубазара (совр. Белогорск) и в седьмом часу прибыла в Старый
Крым, где остановилась на ночлег в специально для этого построенном дворце. По
прибытии императрицы легкоконный Таврический полк отдавал честь с преклонением
штандартов, били в литавры и играли на трубах, с наступлением темноты сад и вся
прилегающая к дворцу территория были иллюминированы.
На следующий день, 28 мая, императрица посетила
Феодосию. При въезде в город, так же, как и при отбытии, была произведена
пушечная пальба. Екатерина посетила Феодосийский монетный двор, где в ее
присутствии были оттиснуты две золотые медали с обозначением года, месяца и дня.
Потемкин преподнес эти медали Екатерине и графу Фалькенштейну. В свою очередь
Екатерина вручила орден св. Владимира 3 степени бригадиру Шицу, командовавшему
легкоконным Таврическим полком, в воздаяние его отличной и ревностной службы. В
тот же день высокопоставленные путешественники вернулись в Старый Крым, где
провели следующую ночь.
Интересна история дворца, построенного в Старом
Крыму для Екатерины II. Изначально на его месте находилась армянская церковь,
которую в преддверии будущего путешествия перестроили во дворец. Впоследствии
дворец стал православным храмом во имя Успения Божьей Матери. В нем пребывали
архипастыри Феодосийские и Мариупольские, а именно: Дорофей, скончавшийся в 1787
году в Таганроге, Моисей, погибший от рук злодеев, Иов, Гервасий и Христофор.
После перевода последнего в Харьков преосвященных в Старом Крыму больше не было,
а осталось только место приходского священника. Богослужение продолжалось до 27
января 1825 года, когда, вероятно, из-за неосторожности священнослужителей,
церковь сгорела. В саду при храме, который еще долго сохранялся в Старом Крыму в
виде развалин, находился памятник похороненному здесь двухлетнему сыну генерала
Панчулидзева, а за оградой — памятник на месте захоронения полковника Донского
казачьего войска Чикалева.
В Старом Крыму специально к приезду императрицы был построен так называемый
Екатерининский фонтан. Это было сооружение в виде крытого черепицей павильона в
восточном стиле. Сверху, над фонтаном, была сооружена беседка, где знаменитая
гостья изволила пить чай. По прошествии времени фонтан был почти полностью
разрушен
В
конце XVIII века в окрестностях Старого Крыма пытались основать центр крымского
шелководства, и местные условия для этого исследовал известный ученый К. И.
Таблиц.