Старый Крым

Музей

Второй зал

Старый Крым после присоединения к России

Среди интересных экспонатов — герб Таврической губернии и герб Старого Крыма. Представление о том, как выглядел город в конце XVIII века, дают виды Старого Крыма, выполненные художником Матвеем Ивановым. Одиннадцать видов Старого Крыма работы Иванова хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

 

Ряд экспонатов рассказывают о старокрымской болгарской колонии и одном из ее жителей — Н. С. Карджиеве. Николай Стоянович Карджиев родился в Болгарии в 1877 году, в Старом Крыму жил с 1927 по 1944 год. В 1910 году он закончил обучение в Санкт-Петербургской Военно-меди­цинской академии. Ученик И. Павлова, И. Мечникова, В. Бехтерева, Н. Карджиев является автором ряда литературных публикаций. 

После него остались неизданные научные труды, стихи, проза. В 1944 году вместе с другими крымскими болгарами он был депортирован и умер в 1947 году. В музее хранятся личные вещи доктора Карджиева: медицинские инструменты, книги, фотографии, карманная записная книжка за 1914 г.

В экспозиции представлены материалы о крымском путешествии Екатерины II в 1787 году. Особенно интересна цветная фотография кареты, в которой ехала императрица, и изображение Екатерининского фонтана в Старом Крыму, еще в первозданном его виде, с беседкой, в которой императрица изволила пить чай.

Отдельные экспонаты рассказывают о жизни дореволюционного Старого Крыма. Во второй половине XIX века Старый Крым имел статус заштатного города, но при этом больше походил на деревню. В нем имелось несколько заводов: кирпичный, кафельный, кожевенный, свечной, мыловаренный, а также несколько лавок с мелкой торговлей.

Особый интерес представляют дореволюционные открытки и фотографии, которые сохранили внешний вид многих исчезнувших архитектурных памятников Старого Крыма, в том числе Успенской и Армяно-Григорианской церквей (на фото), Георгиевской часовни, часовни св. Анны.

Экспозиция второго зала представляет собой типичный дореволюционный интерьер. Здесь много мебели XIX — начала XX века: стулья, кресла, часы, зеркала, музыкальные инструменты: цитра, пианино. Много дореволюционных фотографий, изображающих неведомых нам людей. Увядшая роза в старинной вазе... Как писал М. Волошин:

 

Случайно брошенное слово,

Сухой цветок, письмо, портрет

Имеет силу вызвать снова

Воспоминанье прежних лет...

Один из столиков XIX века, возможно, некогда находился в имении И. К. Айвазовского Шейх-Мамай — его передали в музей родственники художника. Иван Константинович не раз бывал в Старом Крыму. Как пишет историк Кучук-Ионнисяна в августе 1896 года: „Из Феодосии 23 июля мы приехали в г. Старый Крым, где сохранились развалины нескольких армянских церквей. Около развалин Чарпахан художник И. К. Айвазовский построил новую церковь под тем же именем. Новую икону Пресвятой Богородицы для алтаря писал сам Айвазовский". В Русском музее в Санкт-Петербурге хранится рисунок художника „Фонтан в Старом Крыму".